butina (butina) wrote,
butina
butina

Categories:

Контекст и перспективы социальных движений

Публикую небольшую выдержку из проекта своей кандидатской диссертации по общественным движениям. Только сегодня до меня дошло:

В генезисе социальных движений особое значение играет характер политического режима в обществе. Не удивительно, что всё многообразие социальных движений наблюдалось лишь в демократических и капиталистических странах, тогда как тоталитарные и авторитарные режимы, подавляя в себе инакомыслие, в том числе и нейтрализуя активность социальных движений, не только консервируют свою политическую систему, закрывая её от конкуренции и обновления, в результате чего такая система закономерно переживает свою деградацию и упадок, являясь менее стабильной, чем демократические системы, но и препятствуют разнообразию социального прогресса в условиях затруднения развития различных социальных движений.

Такая, например, комплекс экологических проблем в СССР в принципе не мог публично возникнуть в полный рост в условиях подавления инакомыслия, подавления социальной активности выходящей за рамки партийных директив и крайне ограниченных возможностей функционала общественной активности, не выходящих за рамки петиций, научных конференций и субботников. Это, в значительной мере, обусловило проблемы в области экологической политики, высокий уровень загрязнений, низкий уровень экологической культуры населения, значительные недостатки его продолжительности жизни на фоне развитых стран, где соответствующая проблематика могла озвучиваться в полной мере и находила ответную реакцию в экономической политике.

Хотя авторитарным режимам в меньшей степени свойственно подавление подобной активности, но и здесь создаются значительные трудности, зачастую неосознанно, когда в попытках противостоять политической оппозиции затрудняется функционирование всего гражданского общества. Именно в этом контексте следует рассматривать произошедшее в России ограничение возможностей проведения уличных акций, периодически случающиеся эксцессы задержаний и запретов даже спортивных массовых мероприятий, ограничения возможности функционирования НКО, обязанных больше отчитываться в контролирующие органы и ограниченные в своих контактах с иностранными субъектами, жёсткий государственный контроль над СМИ в результате которого они в меньшей степени склонны конкурировать, а значит адекватно исполнять свои коммуникационные функции, препятствуя, таким образом, популяризации деятельности и проблем социальных движений. И, наконец, общая атмосфера страха и боязнь проявлять какую-либо общественно-политическую активность как не подлежащую поощрению в обществе и рискующую вызвать репрессивную реакцию государственных органов, приводит к распространению апатии и пассивности населения в целом, а не только в его оппозиционном сегменте. Всё это приводит к тому, что социальные движения в условиях авторитарного политического режима подавлены, их активность нейтрализуется государством, а значит, затрудняется реализация многообразия их функций, в значительной мере обеспечивающих социальный прогресс общества, снижая тем самым его конкурентоспособность и дезорганизуя общество…

…В своих самых радикальных и отдалённых для реализации рекомендациях, можно было бы отметить не только необходимость возвращения в российскую избирательную систему общественных движений как полноценных участников политического процесса, но и излишний характер существования самого института политических партий как частного и устаревшего проявления социальных движений на этом фоне.

В отличие от политических партий, социальные движения склонны к значительно большей практической ориентации своей деятельности и более высокому уровню конструктивности, они не разжигают в обществе противостояния на партийные группы, а, напротив, способствуют его интеграции. По своей проблематике движения представляют значительно более выраженный меритократический и технократический, более деловой подход, нежели политические партии, претендующие на всеохватность и удержание власти без содержательного углубления в любую из множества проблем в обществе.

Таким образом, простая замена партийного института, на парламентское представительство множества социальных движений, позволит значительно сгладить политическое пространство в обществе, снизить внутреннюю социальную напряжённость (сложно представить взаимную ненависть и схватку между представителями движения феминисток и зелёных, например), упростить и активизировать систему связи между обществом и государством и будет способствовать повышению качества государственной политики по всему спектру её многообразия. При этом, чтобы сохранить внутренний демократизм и горизонтальную интегрированность социальных движений, не превратив их в переименованный синоним политических партий, представляется целесообразным заменить громоздкую и бюрократизированную систему партийной регистрации, на уже внедренную в России для выборов губернаторов систему депутатского поручительства нижнего уровня, при которой для регистрации на выборах того или иного социального движения, оно просто должно получить рекомендательную поддержку определённого числа муниципальных или региональных депутатов. В этих условиях, а также в контексте внедрения системы электронного подсчёта голосов во время выборов, исключающего избирательные фальсификации на этапе заполнения избирательных бюллетеней, представляется также целесообразным отказаться от практики «один избиратель – один голос», предоставив гражданам возможность делегировать свой голос неограниченному количеству представленных на выборах движений, что также будет способствовать преодолению в их риторике конфликтности и будет вынуждать их сотрудничать, а не конкурировать уже на этапе избирательных кампаний.

В условиях, когда современные политические партии уже фактически отказались от жёстких идеологических схем и опираются в своей деятельности на риторику тех или иных социальных движений, устранение партийного института из политической системы представляется простой её оптимизацией, исключающей лишнее переходное звено, в данный момент фактически паразитирующее на взаимоотношениях между обществом и государством.

Дальнейшая рационализация общества неизбежно будет приводить к дальнейшему отмиранию упрощенных и квазирелигиозных идеологий, оставляя лишь те или иные социальные проблемы, требующие решения. Вместе с этим процессом неизбежно будет проходить отмирание и политических партий, чьим родовым отличием от социальных движений в целом является именно ориентация на абстрактные и упрощенные «идеологии», а не на конкретные проблемы, нуждающиеся в комплексном и над идеологическом подходе и решении здесь и сейчас, а не в абстрактном удалении. Общество, форсирующее этот процесс, сможет получить наибольшие дивиденды от качественного перехода в новую, более совершенную и научную политическую реальность.
Tags: лытдыбр, парламентаризм, партология, политология, социальные движения, футурология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments