butina (butina) wrote,
butina
butina

Categories:

Моя гнусная история

У каждого человека в жизни были события, о которых он вспоминает без удовольствия. У меня такой скелет в шкафу тоже, разумеется, есть, однако считаю важным его опубликовать, поскольку он достаточно наглядно иллюстрирует сразу несколько весьма широких и универсальных проблем. 

История эта началась на 4-м курсе университета, в 2009 году. У меня тогда было куча работы, и я редко появлялась в ВУЗе, однако всё равно экзамены сдавала на пятёрки, в силу специфики моего гуманитарного образования, где вполне невинные и безгрешные риторические навыки со способностью к абстрактному мышлению с лихвой компенсировали длительную и нудную зубрёжку. Однако в любой идиллии бывают свои сбои и мой сбой был лысоватым Аленом Делоном-преподавателем за 50 лет, не скрывающим своей гиперсексуальности (что вообще характерно в качестве модели самоутверждения для подобных делонов) .

Я и так не часто ходила на пары, но посещать его пары у меня пропало всякое желание, поскольку их содержимое имело весьма туманное отношение к предмету, а в основном состояло из его «уморительных» историй, панибратства со студентами, пространных рассуждений о сбившихся гендерных ролях и издевательств над теми с кем ему приходилось раньше в жизни пересекаться. Поскольку регион у нас маленький, мне тоже приходилось пересекаться с этими людьми и я их зачастую уважала, поэтому такие истории не могли не вызывать у меня дополнительного отвращения. К этому добавлялись постоянные придирки и вопросы лично ко мне, в те редкие моменты когда я появлялась у него на парах, в духе того что ему нравится моя фигура или расспросов о том где я работаю.

Меня эта ситуация естественно не устраивала и вот на факультетском корпоративе в одном из ночных клубов, где были и преподаватели и студенты, я решила подойти к нему и выяснить в чём проблема и какого ражна он до меня докапывается. Он в ответ предложил с ним потанцевать, я будь дурой, согласилась из вежливости, и в это время от него (уже находящегося в тот момент в состоянии алкогольного опьянения) выслушав целый ворох его половых фантазий, поняла, что дело здесь исключительно в дедушке Фрейде. Он даже завлекал меня умопомрачительными перспективами: «Да, вот ты мне нравишься. Я тебе помогу сдать экзамен, устрою секретарём к себе на кафедру, у тебя будет всё в порядке. Экзамен можешь не сдавать».

Я от этого исторического шанса быстро ретировалась, не перевела ситуацию в конфликт, тем более что я полагала это лишь его минутной слабостью на почве алкогольной невменяемости. Однако это было только началом этой истории и мой замечательный "преподаватель" решил видимо "ковать железо пока горячо". Стал мне названивать с весьма незамысловатыми предложениями встретиться в гостинице. Я была девушкой взрослой и не считала, что по этому поводу нужно бежать на него ябедничать, поскольку и доказать это было затруднительно и сам факт подобных предложений ещё не является преступлением. Хотя это и нарушает принципы преподавательской этики, но эскалация конфликтности во-первых для наших краёв беспрецедентна (мы всё же не США живём и у нас пока нет культуры правового отпора и этического контроля), а во вторых я не оставляла надежды урегулировать эту ситуацию миром, сдать ему экзамен в обычном порядке и забыть этого маньяка как страшный сон. Поэтому я просто взяла тактику игнорирования и не брала трубку при его звонках.

Потом, на подходе к родному университету, мы встретились лоб в лоб. Он снова ту же историю. Мол, понимаю, ты стесняешься, но это ничего. Конфиденциальность гарантирую. Я ему опять: "Вы – преподаватель, я – студентка. Между нами ничего в принципе быть не может". Он говорит: " Подумай, экзамен я тебе всё равно поставлю, а дальше как решишь. На семинарах больше трогать не буду". К сожалению я его тогда просто не послала куда подальше, пожелав быстрее сдохнуть в мучениях, а тактично ускользнула от конфликта и на этой ситуации «моих раздумий» наступила стабилизация проблемы, но своё обещание он сдержал и на семинарах меня больше не трогал, благо я у него на предмете появлялась лишь пару раз.

Однако наступил час X, экзамен. Я, не оценивая весь масштаб проблемы, как всегда не торопясь пришла в самом конце его сдачи, да ещё и догадалась подстраховаться шпаргалкой взятой там же перед экзаменом. Шпаргалками я практически не пользовалась, делая это кажется второй раз в жизни, но не везёт, так не везёт. Написав ответ я сверяю его со шпорой и в этот момент мой горе-преподаватель это замечает и изымает её. Я заканчиваю подготовку к ответу и тяну руку для ответа. Он говорит, чтобы я сидела дальше в ожидании пока остальные студенты не сдадут. Все уходят, мы остаёмся вдвоём в аудитории и тут он переходит в решительную атаку: поскольку я мало ходила на его семинары и была поймана со шпорой, мне будет неуд. Но спасти ситуацию может посещение завтра же с утра гостиницы, где он будет ожидать меня с предсказуемым развитием событий. Для успеха этой миссии мне предлагается взять ему ещё пива и одеть короткую юбку с декольте. Он любит чулки с подтяжками, а мне, дескать, нужно готовиться к длительным отношениям.

Я эту сиятельную перспективу почему-то не оценила. Сейчас это смешно вспоминать, а тогда я в шоковом состоянии сказала "я Вас поняла" и покинула аудиторию. В предистеройдном состоянии дошла до декана. Она мне говорит, что таких ситуаций у неё масса, но никто заявления не пишет. Я написала заявление - не сколько потому, что хотела с ним поквитаться за себя, сколько из-за отвращения от той мысли, что ждёт других, более робких и податливых девчонок из каких-нибудь сёл или мою родную младшую сестру, встреться они с таким ублюдком. 

Через день сдала этот злополучный экзамен комиссии на "отлично". Но это ещё не всё.

Моя группа очень любила этого преподавателя - с ним они дурачились и шутили, с пацанами из группы преподаватель-ловелас пил водку. А ещё неожиданно все его студенты с потока, что написали заявления о том, что он хороший, а я оклеветала святого человека, получили по его предмету пятёрки. Собственно те кто не выступил на защиту невинно обвинённого преподавателя и не получили пятёрки, было всего лишь два человека на поток кроме меня.

Моя родная группа начала на меня прессинг, сначала пытались объяснить, что я просто не сдала экзамен и поэтому обвинила по беспределу замечательного преподавателя, потом избрали тактику моей информационной блокады с шутками и подколами в мой адрес, но не мне в лицо.

Следует учитывать особый цинизм этой ситуации, ведь до этого я много лет была старостой группы, прикрывала этим замечательным людям мягкие места в деканате, кого-то устроила на приличную работу, кому-то пробила перевод с платного на бюджетное обучение. Одним словом я не была до этого ни изгоем, ни врагом своей группе, однако после моего избрания в общественную палату за год до этих событий, я практически перестала появляться на занятиях, зато периодически появлялась в СМИ, ездила на машине и продолжала получать пятёрки, пока люди те же образовательные результаты получали с огромным усилиями постоянной зубрёжки и зачитывания вслух на семинарах содранных из интернета распечаток (а это было базовой моделью "практических занятий" в университете которая приводит меня в ужас до сих пор). Это закономерно обрекло меня на народную антипатию, которая получила свой полнокровный выход в этой ситуации. Подтянулись другие панибратские студенты преподавателя, была даже создана отдельная группа в контакте, ставшая его фанклубом.

Однако это не помогло преподавателю, его уволили и даже завели против него уголовное дело, которое впрочем было закрыто за отсутствием доказательной базы. Для получения последней мне следовало заранее, под прикрытием силовиков, ловить его на живца и идти с ним в гостиницу, а это была малоприятная перспектива. 
Не помогло даже обнаружение ещё двух студенток с той же проблемой домогательств с его стороны, которые тоже написали на него заявления в администрацию ВУЗа.

Более того, антигерой нашей истории перешёл в контрнаступление, подал в суд на администрацию ВУЗа и выиграл в гражданском деле по вопросу своего "неправого" увольнения. Выиграл, поскольку университетский юридический отдел не провёл перед тем как его уволить формализованную процедуру "служебного расследования" со сбором пары заверенных объяснительных. Хороший адвокат, наверное, мог бы и этот вопрос решить, но ВУЗу это было не так уж принципиально, юрист который его представлял впервые в жизни был на суде, а у меня не было задачи что-либо сделать с этим преподавателем. 

В этой истории есть и другой показательный момент, ярко характеризующий человеческую природу - несмотря на то, что в начале этого скандала почти весь поток встал на защиту «невинно оклеветанного» мною учителя, до суда дошёл лишь один свидетель-студент в его пользу, поскольку все остальные как получили от него пятёрки за свидетельские показания, так и разбежались от одного лишь грозного взгляда декана факультета, которая была в курсе событий ещё и по линии преподавательских отношений, поскольку этот герой-любовник домогался не только до студенток, но и до лаборанток и женского преподавательского состава, что изрядно раздражало администрацию факультета. 

Собственно единственного свидетельствовавшего против меня студента, который не побоялся выйти против университетской администрации, ставшей на мою защиту, я в этой истории человеческой подлости, уважаю со стороны своей оппозиции больше всего. После этой истории мы восстановили доброжелательные отношения, и надеюсь, до сих пор являемся с ним друзьями. 

Преподаватель же не растерялся, по его версии событий это я до него домогалась. Историю с танцем с ним в ночном клубе он сразу обозначил как момент совращения его с моей стороны, хотя в последующем этот наиболее циничный момент своей выдумки он почему-то предпочел не вспоминать в своих публикациях этой истории уже в 2012 году. Зачем я могла его соблазнять - сложно представить, учитывая его, скажем так, значительное удаление от идеалов мужественной красоты, однако он, не мудрствуя лукаво, во время следствия заявлял, что это я заранее готовила почву для получения, таким образом, положительной оценки по его предмету. Это выглядит особенно абсурдно учитывая, что по всем остальным предметам у меня были пятёрки и получать их такой стратегией было бы хотя бы физически затруднительно, а делать подобное исключение лишь для него - достаточно странно.

В результате этой душераздирающей истории беспрецедентное по меньшей мере для моего региона публичное дело о сексуальных домогательствах и увольнении за них, успешно и с треском провалилось. Суд постановил восстановить этого полового маньяка в должности и выплатить ему со стороны администрации ВУЗа материальную компенсацию (!!!) в размере 40 тысяч рублей. Понятно, что рассматривай эту судебную тяжбу суд присяжных (а в США он рассматривает даже трудовые споры), то он бы это дело проиграл, но наш, самый гуманный в мире, советский суд живёт в своей, сугубо бюрократической реальности иногда прерываемой "телефонным правом".  

Я успешно доучилась в университете последний год, так и не вполне восстановив отношения со своей группой, закончила ВУЗ с "красным дипломом" даже не смотря на уникальную потерянную возможность сдать экзамен через гостиницу. Преподаватель, по собственному признанию, добрую половину средств полученных судебной компенсацией, прокрутил в стриптиз-клубе и пропил.

Вообще он даже не отрицает своего пристрастия к женщинам и алкоголю, искренне, в той же статье, где называет все обвинения университетских администраций в сексуальных домогательствах наглыми инсинуациями, восхищается посторонней практике "половой сдачи экзаменов" не видя в этом какого-либо нарушения преподавательской этики. При этом "весьма убедительно" оправдывается тем, что университетские администрации преследуют его не потому, что он озабоченный ущербный извращенец, использующий свой административный ресурс для хоть какого-то "успеха" у женщин, а объясняет эти преследования стремлением посредственностей выдавить его из научного мира, как опасного и очень талантливого конкурента.

Говорит, на защите его диссертации в одном из городов Сибири, местному научному совету звонили из Барнаула и рассказывали какой он моральный урод, на что местная "академическая" общественность только похлопала его по плечу и восхищённо сказала "вот это мужииик! наш человек!". Не исключаю, что так  есть. Всё же Россия, как страна лучшего в мире образования, есть только на физматах и в воспалённой фантазии квасных псевдопатриотов, а в реальности мы в лучшем случае имеем лишь один ВУЗ из 200 лучших по миру. 

Дальнейшая судьба этого преподавателя была не самой завидной - восстановившись в моём университете, он всё же был вынужден от туда уйти по собственному желанию, поскольку преподаватели всего факультета его очень не взлюбили. В другом ВУЗе где он подрабатывал, в Политехническом, его тоже по той же причине и из-за аналогичных дел выдавили не без труда. Теперь он прибился к ещё одному "ведущему" ВУЗу в Алтайском крае, знаменитому даже в студенческой среде своей чуть ли не тотальной коррупцией. 

Сама эта история была достаточно громким в регионе скандалом, почитать о ней в СМИ можно, например здесь

Если кто столкнется с её аналогами в будущем (а это более чем вероятно для девушек в нашей системе образования), то не повторяйте моих ошибок, идите в деканат и пишите докладные сразу, при первом подобном инциденте во избежание усугубления ситуации по моему сценарию. 

Каков же практический общественный смысл этой грузной истории?

Прежде всего, она позволяет понять прелести нарушения свободы контракта и все преимущества "трудового кодекса", ограничивающего работодателей в возможности избавляться от таких вот персонажей. Хороших сотрудников работодатель в здравом уме увольнять не будет, а если будет, то ему же хуже и они и не пропадут, поэтому "трудовой кодекс" выполняет функцию именно "позитивной дискриминации", связывая по рукам и ногам кадровые возможности предприятий и защищая от увольнений лиц этого заслуживающих.

С другой стороны эта история позволяет достаточно наглядно понять эффективность отечественной следственной и судебной систем, почти бесполезных в вопросах восстановления реальной законности и справедливости, но зато широко функционирующих для обеспечения всяких глупостей и гнусностей. У меня опыт взаимодействия с судебными инстанциями ограничивается далеко не только этим делом, поэтому я имею насущное представление о предмете разговора. Оздоровить ситуацию может видимо лишь демократизация и децентрализация правоохранительной системы, радикальное расширение участия там судов присяжных и введение выборности судей и полицейских начальников с прокурорами, но наша демократическая общественность вместо этих практических требований почему-то требует только маловероятной отставки Путина, потому так и живём. 

И наконец, с третьей стороны, эта история наглядно показывает особенность человеческих масс, склонных к конформизму и продажности, но они сами в этом конечно вряд ли когда-нибудь признаются. Будь на моём родном факультете полная демократия, а студенты бы выбирали бы декана или сразу ректора, то, скорее всего, выиграл бы на таких выборах кто-нибудь вроде этого злополучного преподавателя - свой парень, моральный урод и пьяница, "настоящий мужик". Поэтому в частности демократия вовсе не является идеальной и конечной для человечества политической системой.

При этом, вероятно, что дело усугубляется ещё и в условиях незамотивированности современных студентов в России на успех. Они ходят в ВУЗ не для того чтобы получить полезные в будущей работе знания, а прежде всего чтобы откосить от армии, найти в ВУЗе хорошего мужа, быстрее усевшись ему на шею и просто побездельничать ещё 4-6 лет. В частности, поэтому я не вижу ничего предосудительного в переходе России к болонской системе и развитии коммерческих элементов в образовании.

Талантливая молодежь, так или иначе найдёт себе выход в жизни, попадёт в университет по целевым благотворительным программ или придёт к успеху самообразованием, зато орды бездельников с корочками лишь искажают российский рынок труда, вызывают нехватку рабочих специальностей и создают излишнюю нагрузку на экономику, при этом активно мешая тем студентам и школьникам которые участвуют в системе образования реально ради обучения.

Я эту ситуацию хорошо помню, когда у нас был чёткий конфликт интересов - мне и ещё паре человек в группе нужны были интересные и познавательные уроки, оживлённые и содержательные дискуссии и новый материал, тогда как большинство студентов ходило в ВУЗ лишь для того чтобы поспать и потрындеть с друзьями, успешно списав на экзамене и тупо зачитав на семинаре распечатку из библиотеки. Наши интересы находились в прямом конфликте, поскольку одни были заинтересованы в превращении образовательного процесса в пустую формальность на которой можно поспать или выполнять самые тупые алгоритмы устного чтения, а другие пытались её наполнить содержанием и живым участием сторон, что вызывало ожидаемую волну ответного возмущения в случае если сбивалась стандартная программа поочерёдных зачитываний так и не понятного материала. 

Люди, которые выступают за всеобщее бесплатное и равное высшее образование не несут свет истины в массы, а именно закрывают его для тех кто его действительно хочет получать, превращая творческий и элитарный процесс высшего образования в пустую формальную конвейерную бюрократическую процедуру по получению столь же бесполезных корочек диплома, который будет ничего не значить для работодателя. 
Tags: АлтГУ, Алтай, демократия, лытдыбр, образование, педагогика, правосудие, сексология
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 64 comments