Блог Марии Бутиной

"Бесплатных завтраков не бывает" Бартон Крейн

Previous Entry Share Next Entry
Современный исламизм в контексте сетевого подхода
butina
Приглашаю к дискуссии в отношении тезисов моей статьи по исламизму по линии своей аспирантской научной работы об общественных движениях.

  • 1
В целом -- очень даже неплохо для современных публикаций такого рода. Точно так же не имеет научной ценности, но хотя бы грамотно, логично и связно. Т.е. нормальная такая "публикация для ВАК".
Если по смыслу, то:

1. "«национализмом» [4], а также социальными движениями, создавшими «тоталитаризм». Современный переход к «постиндустриальному», «глобализированному» обществу"
Странно, что так много кавычек (дальше тоже есть). Национализм, глобализированное об-во -- зачем кавычки? С том, что "постиндустриальное" надо писать в кавычках, согласен, но по контексту - тут скорее "за концепцию", а не в смысле, что это разводка.

2. "Это своеобразное политическое проявление «городского взрыва» — демографической тенденции стремительного роста городского населения за счёт массового перемещения сельских жителей в города, в условиях чего аграрный, общинный уклад навязывается городским сообществам под эгидой той или иной коллективистской идеологии, приобретая характер господствующей парадигмы".
Раскрестьянивание как явление -- важный социологический феномен, который имеет существенное влияние на социум, но тут не особо в тему, просто как дополнительный фактор. Указать надо было, но главное -- это конфликт национальных культур, а уже потом -- усиление данным фактором. Это если в рамках одной страны -- тогда да, первичен.

3. "характерно противопоставление существующему спонтанному процессу рыночной глобализации некой альтернативной модели глобализации".
Не обязательно, если в общем виде. Для ислама -- верно.
Т.е. тут два фактора:
а) неприятие финансового глобализма, "мирового рынка", вариант -- либерализма/капитализма в целом именно КАК ИДЕОЛОГИИ;
б) желание жить самим независимо илиже распространять свой мировой проект -- зависит от идеологии группы. Может быть промежуточный вариант вида "конечно, всем хорошо бы принять нашу идеологию, но мы не будем её навязывать другим".

4. "знаковый западный философ Френсис Фукуяма"
ROTFL. Балабол-флюгер. "Конец цивилизации", ага.

5. "не борьба с исламом как религией или цивилизацией. Скорее, это «борьба с исламофашизмом»"
System error.
Оно, конечно, к публикации не допустят, но тут дело именно в исламе -- точнее, в монотеизме. Цивилизационные проекты, на нём основанные или из него исходящие, даже теряя на первый взгяд форму (как капиталихм берёт начало в протестантизме), всё равно всегда претендуют на "только так и надо". Так что тактически -- "исламофашизм", но он _естественным образом_ всегда будет возникать, и боротсья надо с монорелигиями в целом.

6. "характеризует это движение как децентрализованное и достаточно массовое, чтобы представлять собой реальную угрозу в виде производного из него терроризма".
Именно. Следствие из п.5.


Спасибо, да, ВАК и научная ценность, к сожалению, мало взаимосвязанные явления.

1. Категории весьма расплывчаты, носят ангажированный характер. Я не думаю что это разводка, скорее просто очень сильное упрощение предмета, стереотип. На практике, "американский патриотический акт" или программа "Призма" вызвали бы по части тоталитаризма зависть и у Большого Брата с Ангсоцом. Глобализация тоже условность, учитывая, что она сопровождается небывалым ростом национализма, сепаратизма и регионализма. На практике вместо глобализации мы встречаем глокализацию, но это внутренне противоречивая конструкция, как демократизирующаяся Англия которая за счёт этого до сих пор монархию и аристократию сохранила. "Чтобы всё оставалось как было, нужно изменяться".

2. Но конфликт национальных культур почему происходит? Сами по себе нации не обязательно конфликтуют, даже разными диаспорами в одном мегаполисе проживая. Но когда давление на городские инфраструктуры возрастает массой голодных и плохо образованных крестьян, возникают разные вопросы, в духе того, что "ростовщики кровь народную пьют", а "мигранты отнимают наши рабочие места". Поскольку развитие услуг и накопление ресурсов не поспевает за возросшими потребностями социума.

3. У коммунистов тоже антагонизм был с капитализмом. И у антиглобалистов. И у зелёных. И ранние секты и религии бедноты, в общем-то на этом же основывались. Люди не вписываются в существующую систему и хотят свою создать, с подкидным и блудницами.

4. Знаковый может быть одновременно балаболом-флюгеров, здесь нет противоречия :(

5. Однако, христианский или иудаистский проект смогли со временем умерить амбиции. Евреи себя не плохо чувствовали даже в ряде исламских стран, а "толерантность" современных христианских обществ стала уже нарицательной. Что мешает и исламу со временем таким стать? Он таким, собственно часто и является, где-нибудь в Дубае побивание камнями инакомыслящих не обязательно происходит. Если людям будет что терять и от сотрудничества с иноверцами они будут получать вполне ощутимые бонусы, то нетерпимость вытесняется прагматикой и конвергенцией. Естественно, что когда люди нищие и голодные, а иностранцы им только убийства их лидеров, бомбардировки и выселения, предвещают, они им не очень рады. В этом смысле, монотезим, кстати, скорее заложил фундамент для универсализма, являясь зачастую надплеменной религией. Не удивлюсь, если выяснится, что язычники были много менее терпимы, чем монотеисты и считали выходцев из племён с другими тотемами табу, едой и рабами ещё больше, чем это с инаковерцами в монотеизме распространено. Идея о том, что все мы от Адама и Евы произошли и свободой воли обладаем - весьма сильная штука, предвестие научной картины мира с эволюционизмом.

1. Разводка -- это про "постиндустриальнео об-во".
Нации, естественно, глобализму сопротивляются.


2. Конфликт национальностей происходит, вестимо, от несовместимости менталитетов (помимо естественного сопротивления, когда чужаков становится слишком много). Фактор малообразованности в этом случае усиливает конфликт, но не является определяющим.

3. "Люди не вписываются в существующую систему" -- вот здесь ошибка. Наоборот: это либерализм себя навязывает как "общечеловеческую ценность", что вызывает естественную реакцию. Речь-то не только о мигрантах (вот в их случае -- нежелание вписываться и при этом желание понаехать (с), да).

4. Это да :-)

5. "христианский или иудаистский проект смогли со временем умерить амбиции" -- ни разу, просто уровень поднялся от "прямого в лоб" на косвенное и более размытое. Но в любом случасе -- вот когда и если ислам отменит концепцию джихада, тогда и будет иметь смысл выдвигать подобные тезисы.

"язычники были много менее терпимы" -- а можно пример войны язычников по религиозным причинам?
" Идея о том, что все мы от Адама и Евы произошли и свободой воли обладаем - весьма сильная штука" -- не смешно. Если монобог всезнающ, то свободы воли быть не может. Элементарная логика.

7. "По-настоящему исламское государственное устройство, по мнению Кутба, должно иметь даже не теократическое правление, а напрямую повиноваться «божественному закону»
Это -- как иллюстрация. Т.е. неободимо "у себя -- что хотите, а к нам --ни-ни".

8. "При рассмотрении движения исламистов проявляется интегральный характер любых социальных движений. На практике именно исламистское движение объединяет не только множество различных представителей исламского сообщества, но даже носителей различных толков этой религии".
Именно. Потому что по принципу "против кого дружим". Т.е. тут практически бессмыслено запрещать движения, сразу будут возникать новые, поддерживать друг друга и т.д.

9. "Террористическая активность различных экстремистских сетевых групп социальных движений, например ИРА или «Сендеро Луминосо», носила локальный характер, в отличие от угроз так называемого супертерроризма [22]. Именно угрозы, исходящие от Аль-Кайды, сделали жизненно важным изучение функционирования сетевых структур, где руководящий центр осуществляет прежде всего идеологическое руководство".
Это верно, но кто мешал ИРА то же использовать? Суть тут -- именно в том, что ИРА не за "ирландцы правят миром", а "ирландцы хотят жить без англичан, которые их поработили столько-то лет назад". А ислам -- это джихад всему гяурскому миру по определению, по канону.

10. "необходима аккумуляция социальной активности исламистов
в конструктивные и правовые формы деятельности. Это реализовано, например, в Саудовской Аравии или Катаре"
Ну так в том-то и дело, что это -- _у себя_. Смотреть стрёмненько, но их дело. А вот к себе подобное допускать вообще нельзя. А те, что уже проникли -- ни разу не будут массвого "аккумулировать социальную активность" в что-то полезное для государствообразующей нации. Она для них -- ЧУЖАЯ.

11. "может стать сценарий дальнейшей исламизации национальных республик и мигрантов вместо их встраивания в альтернативные социальные сети и фреймы"
А всё равно не встроятся. Это если только постепенно, старой верной имперской политикой: брать иноэтническую элиту, воспитывать, запускать обратно -- пусть своих перевоспитывают и т.д., на несколько поколений.

12. Кстати: ну почему, почему сейчас у всех мода оформлять ссылки не по ГОСТ?!

9. Может просто Ирландия маленькая, а исламский мир большой? Пафос справедливой войны они ведь имеют как национально-освободительное движение от Западного влияния на исламский мир. Если бы не американские военные интервенты, то может быть и агрессии такой не было бы? В Марокко к примеру тоже исламисты у власти, что не мешает им в ЕС пытаться вступить.

10. Яркий пример обратного - Кадыров и Чечня в целом. Вполне исламистское образование, которое тем не менее вполне пока лояльно России. Исламизм Кадырова позволяет ему на одном языке с жителями региона общаться. Если бы в Дагестане правили не вороватые элиты, а вполне исламистские, то вероятность терроризма там была бы ниже. А опыт Чечни показывает, что это не обязательно с сепаратизмом совмещается.

11. В США же удавалось какое-то время мигрантов переваривать? Насчёт перевоспитания элит тут наверное важно конкурентоспособное образование построить. Как на Западе, который стягивает к себе "детишек" на воспитание и они потом возвращаются вестернизировать жителей. Даже Махатма Ганди с Пол Потом европейские вузы закончили. Не говоря уже о постсоветских элитах. Но тут момент в том, что сейчас это скорее не средневековой практикой взятия малолетних заложников реализуется, а просто народ как мотыльки на свет, съезжаются на престижные образовательные площадки, подцепляя "заразу".

12. Может ГОСТ изменился? Я строго по требованием публикаций в данном издании их оформляла.

Сорри за тормоза.

9. Нельзя сводить к одному фактору. Американцы, конечно, поигарлись с радикальным исламом, но это не отменяет самого факта тяги ислама к радикализму.

10. Это уже не смешно, чесслово. На каких условиях лояльность -- думаю, понятно.

11. Не-а. Сначала САСШ сами мигранты образовали, а затем, как только "интергировали" негров, оно и... А уж потом остальные особой роли не играли.
Когда некоторые получают европейское образование и уезжают к себе потихоньку европеизировать культуру -- это правильно. Вот только куда больше приезжают к европейцам без желания интегрироваться в принципе.

12. Не менялся. По ГОСТ необходимо проставлять кол-во страниц, необходимо указывать не [Электронный ресурс], имя сайта и проставлять дату обращения к тексту.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account